Размножение отраслевых систем менеджмента — рост системности или бюрократии?
От редакции
В восьмом номере нашего журнала была опубликована статья С.А. Хохлявина, А.А. Воробьева «ISO 50001 — глобальный стандарт в области энергоменеджмента». Материал не остался незамеченным, и высказать свое мнение по этому поводу пожелали наши эксперты.
Международные стандарты
Отклик на публикацию
Владимир Львович Шпер
канд. техн. наук, начальник сектора качества и надежности Всероссийского электротехнического института, действительный член Академии проблем качества, член ASQ и ENBIS (Москва)
Размножение отраслевых систем менеджмента — рост системности или бюрократии?
Данная статья дает достаточно полное представление об основополагающем стандарте новой отраслевой системы, которую Международная организация по стандартизации в лице специально созданного для этой цели технического комитета ИСО/ТК 242 планирует ввести в этом году. «Вести» уже писали о проекте стандарта ISO 50001 в февральском выпуске этого года.
Поскольку статья написана с позиции специалистов, поддерживающих введение данного стандарта, то я бы хотел изложить определенные сомнения в его целесообразности.
Прежде всего, бросается в глаза сильное совпадение положений стандарта ISO 50001 и стандарта ISO 9001. Различие, на первый взгляд, идет в основном по линии добавления приставки «энерго-» к известным терминам: энергополитика, энергоменеджмент, энергоэффективность и т. д. Честно говоря, я не понимаю, что такое, например энергоменеджмент? Что такое энергополитика? Если энергетическая компания поставляет энергию обществу, то согласно уже имеющемуся стандарту ISO 9001 она должна иметь политику, направленную на высокое качество этой услуги, включая энергосбережение, эффективность и т. п. Если идеологи стандарта ISO 50001 считают, что сфера энергопотребления имеет отраслевую специфику, требующую введения дополнительного стандарта, то в этом случае мы должны ожидать скорого появления систем агроменеджмента, недраменеджмента, лесоменеджмента, водоменеджмета и т. д. и т. п., с соответствующим умножением числа комитетов, стандартов, органов по сертификации, аудитов и проч.
Действительно, в ряде отраслей — автомобильной, аэрокосмической, телекоммуникационной и т. д. — действуют свои отраслевые системы менеджмента качества, которые основываются на требованиях стандарта ISO 9001 плюс ряд дополнительных требований, ужесточающих подход к обеспечению качества. Такой вариант представляется лично мне более целесообразным, хотя с точки зрения затрат и размножения бюрократии он не спасает ситуацию.
Учитывая же реалии нашей страны, где все добровольные системы быстро превращаются в добровольно-обязательные, и где в подавляющем числе случаев внедрение некоторой системы сводится к написанию и последующему поддержанию системы документов, регулярному проведению аудитов и созданию в организации дополнительных непроизводственных структур, я полагаю, что никакого реального повышения энергоэффективности не произойдет. Подводя итог, должен сказать, что не могу согласиться с заключительным тезисом авторов статьи: «внедрение системы энергоменеджмента — это инновационное решение, которое связано с модернизацией существующего производства и управления на основе использования наилучшей мировой практики в области энергосбережения». Боюсь, что получится «хотели как лучше, а вышло — как всегда», т.е. в итоге мы получим рост бюрократических процедур и рост непроизводственных расходов предприятий.
Автор:
Шпер В.А.
http://ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=44064