Главная О компаниях Контакты
тел.: + 7 (495) 221 - 97 - 76
(многоканальный)
on-line заявка
Орган по сертификации, сертификация СМК, сертификация систем менеджмента, сертификат ИСО, система качества, помощь по вступлению в СРО

Свидетельства ФАТРиМ


МТПП


Статьи

Можем ли мы извлекать уроки?

Конфуцию приписывают следующие слова: «Дураки учатся на своих ошибках, умные — на чужих, а мудрые их не допускают». С мудрыми тягаться не будем. Но как же можно научиться избегать ошибок в жизни и в бизнесе?  И можно ли вообще избегать ошибок? Эти вопросы важны и в житейских ситуациях, и в менеджменте.

Я думал, что наиболее эффективным способом избежать ошибок — это учиться на чужих ошибках. Однако анализ многих Интернет - форумов, в рамках которых обсуждались эти вопросы, неожиданно для меня показал, что многие сограждане полагают, что учиться надо на своих ошибках, набивая шишки и ссадины.
Типичное высказывание примерно таково: «Учиться на чужих ошибках невозможно, ибо у каждого свой путь, свои взлеты и падения». Такой подход означает, что многие люди просто не понимают, как можно учиться на чужих ошибках.

Для меня более приемлема позиция, когда чужие ошибки рассматриваются как зеркало, в котором лучше видны собственные промахи. Уильям Теккерей по этому поводу так и высказался:
«Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь — и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и он станет вашим веселым, милым товарищем…»

Как правило, исключение своих ошибок на основе анализа чужих — это прием, который называется извлечение уроков». Во многих сферах экономики менеджеры накопили значительный опыт извлечения уроков. Достаточно вспомнить, когда, не дай Бог, происходит серьезная авария, отрасль как бы «замирает»: менеджеры пытаются понять, что надо сделать, чтобы подобные ситуации не повторялись. Учитывая, что более 60% инцидентов происходят в результате пресловутого «человеческого фактора» в неких типовых шаблонных ситуациях, извлечение уроков оказывается очень полезным инструментом управления.

Академик Б.Б. Голицын в своих лекциях по сейсмометрии говорил: «…можно уподобить всякое землетрясение фонарю, который зажигается на короткое время и освещает нам внутренности Земли, позволяя тем самым рассмотреть то, что там происходит…».

Другое дело, что за этот свет и эти высвеченные подробности иногда приходится платить очень дорого. Поэтому очень важно пытаться выработать целую систему предупредительных маркеров, предвестников, анализ которых позволил бы извлекать уроки без тяжелых последствий.

Об эффективности механизма извлечения уроков свидетельствует простой факт: по сообщениям в СМИ главный управляющий крупнейшего американского автоконцерна General Motors Эдвард Уитэйкр уходит в отставку. Он проработал в этой должности неполный год и вывел концерн из глубочайшего кризиса. Чистая прибыль компании во втором квартале этого года составила свыше 1,3 млрд долларов США. Когда его спросили, как это ему удалось, он ответил, что просто научился извлекать из всего уроки.

 

Михаил Львович Рахманов

Главный редактор журнала "Методы менеджемента качества"

Начальник Управления развития, информационного обеспечения и аккредитации Ростехрегулирования. 

Доктор технических наук, профессор МАИ, академик АПК, заслуженный машиностроитель Российской Федерации.

Рубрика:
Колонка главного редактора

http://ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=43864

«Мы стараемся не только сохранить природу, но и восстановить то, что раньше было утрачено в результате деятельности человека.»





25.03.2017