Стандартизация и сертификация в добровольной сфере и деловая активность бизнеса
Генеральный директор ОАО «ВНИИС»,
доктор экономических наук, профессор
В.Г. Версан
Зарубежная практика показывает, что в развитых странах для создания и размещения на рынке новых товаров, услуг и технологий, активно используются добровольные национальные стандарты и добровольная сертификация. В мировой практике эти инструменты власть и бизнес рассматривают как важнейший фактор инновационного развития, конкурентной борьбы за выход на глобальные рынки и динамичного продвижения новых товаров, технологий и услуг в сферу их реального применения. Стандартизация стала вопросом большой политики – принятие стандарта в качестве международного, с одной стороны, открывает для соответствующей ему продукции большие возможности для ее реализации на глобальном рынке, а с другой, закрывает этот рынок для продукции, не соответствующей этому стандарту.
В мировой практике стандартизация и добровольная сертификация рассматриваются властью и бизнесом как важнейший фактор инновационного развития и конкурентной борьбы за выход на глобальные рынки, динамичного продвижения корпорациями, малыми и средними фирмами новых товаров и технологий в сферу их реального применения.
Эта деятельность стала вопросом большой политики, ими занимаются не только рядовые инженеры, но и высшие руководители. Бизнес активно взаимодействует с государством в разработке национальных и международных стандартов, в создании авторитетных систем добровольной сертификации на базе ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций, других профессиональных объединений.
Заинтересованное отношение бизнеса к стандартизации объясняется ее реальным вкладом в развитие деловой активности. Так, например, изготовление продукции в соответствии с требованиями международного стандарта открывает предприятиям большие возможности для ее реализации на глобальном рынке. Корпорации, крупные фирмы, имея интеллектуальные и финансовые возможности, идут дальше и участвуют непосредственно в разработке международных стандартов, закладывая тем самым уже на этой стадии благоприятные для себя возможности для выполнения установленных в них требований.
Малые и средние фирмы, не имея часто возможности самостоятельно разрабатывать новые изделия и рецептуры, для организации бизнеса обращаются к действующему фонду стандартов, который играет значительную роль в распространении новых идей и технологий.
Заинтересованность бизнеса в активном использовании стандартизации обусловливается также и тем, что она берет на себя бремя решения многих общетехнических задач разработки новой продукции и организации ее производства. Эта совместимость и взаимозаменяемость технических средств (материалов, комплектующих изделий, машин и оборудования), информационная совместимость, унификация, сопоставимость результатов исследований (испытаний) и изменений и др.
Большое значение для получения устойчивого положения на рынке, обеспечения доверия потребителей имеет оценка потребительских свойств продукции авторитетным органом по сертификации. Эта важнейшая функция добровольной сертификации и, как показывает практика, она становится все более востребована бизнесом при размещении продукции на рынке. Наибольшим авторитетом у потребителей пользуются системы добровольной сертификации, создаваемые Национальными органами по стандартизации и подтверждающие соответствие продукции требованиям национальных стандартов, включая как потребительские свойства, так и характеристики безопасности. Например, во Франции – это система сертификации, созданная французской ассоциацией по стандартизации (АФНОР), с простановкой логотипа HF, если продукция соответствует требуемым характеристикам.
В нашей стране стандартизация в начале 90-х годов столкнулась со значительными трудностями. Наряду с объективным и болезненным процессом ее адаптации к рыночным условиям, она была подвергнута в ряде случаев необоснованной критике. Это привело к резкому сокращению ее объемов и к уходу специалистов из этой сферы, прекратился и их приток. Практически отвернулся от стандартизации и бизнес. Справедливости ради надо отметить, что способствовал этому и наш рынок, рынок, так называемой, несовершенной конкуренции. Зарубежный опыт показывает, что положительные свойства стандартизации и добровольной сертификации в наибольшей степени проявляются именно в условиях функционирования зрелого рынка, характеризуемого добросовестной конкуренцией и отсутствием монополизма.
В 2007 г. после внесения изменений в Закон «О техническом регулировании», где стандарты были четко и недвусмысленно определены как доказательная база выполнения требований технических регламентов, изменилось отношение к стандартизации со стороны органов власти, были увеличены объемы финансирования.
Вместе с тем, эти позитивные тенденции не затронули главного: практически мало изменилось отношение к ней со стороны бизнеса. Конечно, ряд наших, как правило, крупных предприятий, имеющих опыт работы на глобальном рынке, активно используют стандартизацию в решении проблем конкурентоспособности. Однако по прежнему многие предприятия и организации, особенно малые и средние и, прежде всего, созданные в последние годы, такой рыночной культуры не имеют и относятся к этой деятельности как к чему-то навязанному сверху, нужному только государству.
Ситуацию надо выправлять, перестраивать стандартизацию с учетом реалий сегодняшнего дня, менять ее имидж и, соответственно, отношение бизнеса. Почему у многих наших предприятий и организаций буквально аллергия от слов «стандарт» и «сертификат». Почему при возникновении кризисных ситуаций в первую очередь сокращаются службы стандартизации? Трудно себе представить, что их руководители – ретрограды и не заинтересованы в успешной работе предприятий. Конечно, это не так, хотя здесь нельзя исключить и того, что к руководству в ряде случаев могли прийти лица мало знакомые с этой сферой деятельности. Значит, есть какая-то другая причина или причины такого отношения к этой деятельности. Для того, чтобы понять это, надо, прежде всего, ответить на вопрос – решению каких основных проблем бизнеса способствует стандартизация?
Их две основные. Первая состоит в содействии созданию конкурентоспособных продукции, технологий и услуг с последующей объективной оценкой потребительских свойств и доведении их до потребителей при размещении на рынке. Очевидно, что реально эти инструменты будут эффективны только при условии, если применяемый стандарт прогрессивен и отражает потребности рынка, а сертификат имеет авторитет у участников рынка. Замечу, что речь, как уже говорилось, идет о добровольном стандарте и добровольной сертификации. Здесь нет никакого принуждения, а только интересы самого бизнеса занять устойчивое положение на рынке.
Вторая – это обеспечение доступа изготовленной продукции на рынок, имея в виду выполнение установленных к ней требований безопасности в техническом регламенте. Здесь работают принудительные меры со стороны государства.
С начала 90-х годов у нас в стране с переменным успехом в основном решалась и решается именно эта вторая задача. Был принят Закон «О защите прав потребителей», который ввел обязательную сертификацию. Далее был принят Закон «О техническом регулировании». И хотя в нем отражена и добровольная сфера, основное внимание уделялось регулированию в обязательной сфере, разработке технических регламентов и, часто, в ущерб развитию стандартизации. Причина такого внимания к обязательной сфере понятна и состоит в том, что ФЗ «О техническом регулировании» установил добровольный статус стандартов, и надо было решать проблему безопасности на базе технических регламентов. На это были направлены усилия законодательной и исполнительной власти. Только в обязательной сфере организовал работу и Национальный орган по техническому регулированию. Сюда были направлены интеллектуальные усилия ученых и специалистов. Сюда же была направлена большая доля выделяемых на стандартизацию и подтверждение соответствия финансовых ресурсов. К обсуждению в основном этих проблем подключились средства научно-технической и массовой информации.
Таким образом, можно констатировать, что добровольная сфера технического регулирования, включая добровольную сертификацию, развивалась недостаточными темпами. Не была она востребована в полном объеме и на рынке. Для правильного понимания такой оценки в отношении сертификации надо отметить, что декларирование соответствия в обязательной сфере, активно пропагандируемое и применяемое сегодня, строго говоря, не является добровольной сертификацией. Это разные механизмы и их часто путают.
Из вышеизложенного можно сделать два основных вывода. Первый состоит в том, что смещение центра тяжести в техническом регулировании в сторону обязательной сферы выработало у нашего бизнеса устойчивый стереотип: применение стандарта и получение сертификата – это принудительные со стороны государства меры, это барьеры, которые надо преодолевать. Все это усугублялось еще и тем, что часто барьеры эти были не всегда обоснованы.
Второй вывод состоит в том, что действующие в настоящее время принципы и механизмы стандартизации не учитывают в полной мере требований модернизации и инновационного развития нашей экономики.
Действительно, в традиционном понимании стандарт по своей природе это носитель апробированных решений, установленных на базе консенсуса интересов государства, бизнеса, хозяйствующих субъектов, потребителей. Коренное слово здесь – консенсус. Возьму на себя смелость сказать, что этот фундаментальный принцип деятельности по стандартизации, исходя из задач по модернизации и инновационному развитию экономики, должен быть скорректирован. Почему? Процесс достижения консенсуса это всегда поиск согласованного решения по устанавливаемым в стандартах требованиям, т.е. поиск компромисса между желаемым и возможным, с точки зрения способности обеспечить эти требования в производстве. При этом, естественным образом, ориентация идет на усредненный уровень развития производства, что в свою очередь неизбежно приведет к снижению уровня требований к продукции. Кроме того, достижение консенсусных решений процесс сложный и трудоемкий, что как показывает практика, снижает темпы обновления стандартов.
Сегодня же важнейшим фактором продвижения бизнеса является быстрая реакция на меняющуюся на рынке ситуацию. Требуются новые продукция и технологии, новые виды услуг, а их внедрение в различных секторах и сферах экономики требует сокращения инновационных циклов. Рабочие процессы стандартизации должны быть способными гибко и быстро реагировать на эти вызовы.
Из вышеизложенного видно, что между механизмом стандартизации, базирующимся на достижении консенсуса, и требованиями рынка в условиях модернизации и инновационного развития, существует противоречие. И, сегодня, на мой взгляд, его преодоление должно стать ключевым направлением развития стандартизации.
Весьма перспективным в связи с этим могла бы быть отработка механизма принятия национальных стандартов, разработанных в условиях неполного консенсуса на базе международных стандартов, а также инновационных идей и разработок, предложенных нашими конкурентоспособными предприятиями. На базе этих стандартов должен быть сформирован рынок прогрессивных научно-технических разработок. Здесь же должна быть решена в полном объеме проблема признания стандартов объектами авторского права, обеспечена взаимосвязь между стандартизацией и патентами.
Необходимо резко повысить темпы разработки и обновления стандартов, обеспечить гармонизацию с международными и прогрессивными стандартами иностранных государств. Крайне важный аспект в этом плане - активное участие наших специалистов в работе технических комитетов по стандартизации в ИСО и других международных и региональных организациях. В настоящее время эта работа, в том числе, и из-за отсутствия финансирования практически свернута.
Остро стоит вопрос подготовки и переподготовки специалистов в этой сфере, за последние годы их число сократилось. Необходимо интегрировать в полном объеме стандартизацию и техническое регулирование в целом в систему образования. Важно обеспечить свободный доступ бизнеса к стандартам, рационально организовать их маркетинг.
Практическим освоением этих инструментов, безусловно, должен заниматься сам бизнес. Однако без участия государства серьёзных успехов здесь не добиться. Прежде всего внимание и поддержка необходимы малому и среднему бизнесу. Многие из них в силу ограниченности ресурсов, как уже говорилось, не в состоянии самостоятельно проводить научно-исследовательские работы и делать собственные разработки продукции и услуг, не в состоянии они и самостоятельно разрабатывать нормативно-техническую базу. Возможность использования технических решений, содержащихся в стандартах, в том числе международных, снимает с малого и среднего бизнеса бремя таких затрат. Не могут они часто сами разобраться и в действующих фонде национальных и международных стандартов, что имеет особое значение для определения современных рыночных тенденций. С серьезными трудностями сталкиваются они и при выборе системы добровольной сертификации, способной дать объективную и авторитетную на рынке оценку их продукции и оказываемых услуг.
Целесообразно предложить реальные меры по активизации бизнеса в разработке национальных стандартов. Одна из важнейших – это включение затрат предприятий и организаций на разработку этих стандартов в затраты на производство товаров и услуг, т.е. в их себестоимость. Это потребует внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации против чего, несмотря на широкую поддержку представителей бизнеса, возражает Минфин РФ.
Решение всего комплекса проблем развития стандартизации на данном этапе потребует увеличения финансирования, в том числе, и для выполнения необходимых научных исследований в этой сфере. В последние годы оно несколько улучшилось, но в условиях стоящей задачи модернизации нашей экономики, перестройки стандартизации на инновационное развитие этого явно недостаточно. По сравнению, например, с США и Германией финансирование работ по стандартизации у нас на порядок ниже.
В настоящее время законодательная деятельность по национальной стандартизации закреплена в одном из разделов ФЗ «О техническом регулировании». При этом многие вопросы ее развития в нем отражения не нашли. Назрела необходимость принять специальный ФЗ «О стандартизации», где необходимо отразить роль и значение стандартизации в решении проблем безопасности и повышения конкурентоспособности продукции и услуг в условиях модернизации нашей экономики; предложить, как уже говорилось, новые механизмы этой деятельности, учитывающие инновационное развитие техники и сферы услуг; задачи и функции государственных органов; финансирование стандартизации, в том числе, разработку международных стандартов; задачи и права бизнеса, его взаимодействие с государством, меры по активизации и стимулированию участия в этой деятельности; структуру и функции участников; согласованное использование стандартов и патентов и др.
Развивать надо и добровольную сертификацию. Сертификат, выданный в системе добровольной сертификации, должен иметь авторитет на рынке и это главное условие ее востребованности у производителей и потребителей. Сегодня в Росстандарте зарегистрировано около 700 систем добровольной сертификации. Однако авторитет у большинства из них небольшой, их мало знают и, соответственно, невысок спрос на их деятельность у участников рынка. Основная причина состоит в том, что в этих системах органы по сертификации аккредитованы не в национальном органе по аккредитации, который, как правило, создается с участием государства, а по правилам, установленным в самих системах. Это значительно снижает значимость и весомость выдаваемого сертификата.
Для создания авторитетных систем добровольной сертификации, необходимо, прежде всего, привести деятельность по аккредитации в соответствие с международной практикой, добиться вступления России в международные организации в этой сфере. Среди них важнейшая задача – это вступление в международные организации по аккредитации в IAF и ILAC. В этих целях необходимо создать национальный орган по аккредитации. В настоящее время эта работа начата, но опять же, главным образом, как показывает разработанная Минэкономразвития РФ концепция, создается она в целях создания инфраструктуры ОС и ИЛ для обязательной сферы, что противоречит международной практике. ОС и ИЛ аккредитуются, прежде всего, для добровольной сферы, а затем уже часть из них по дополнительным критериям привлекается для формирования инфраструктуры в обязательной сфере.
Активно развивается сегодня деятельность в сфере технического регулирования в рамках таможенного союза и ЕврАзЭС. Приняты решения о разработке единых технических регламентов. Однако работать они не будут, если не будут гармонизированы требования стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований этих регламентов. Тот опыт, который сегодня имеется, говорит, что именно отсутствие гармонизации стандартов стран-участников союзов будет создавать проблемы перехода создаваемых союзов в единое экономическое пространство. Для решения этой задачи необходимо разрабатывать единые для стран участников стандарты, организовывать совместную деятельность стран по стандартизации.
Большое значение для эффективного функционирования единого экономического пространства имеет развитие добровольной сертификации. Именно через создание авторитетных на всей территории союза систем добровольной сертификации потребители будут получать объективную информацию о потребительских свойствах продукции и оказываемых услуг, будут созданы и условия для добросовестной конкуренции на этом рынке.
http://www.vniis.ru/blogversana/4467