Развитие организации в отношении процессной ориентации (алгоритм создания системы менеджмента)
Компании всех развитых стран мира ищут пути улучшения качества выпускаемой продукции и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Важнейшим условием решения этой задачи является эффективная система управления качеством. Поэтому в мире все большую популярность набирают стандарты серии ISO 9000, предлагающие методологию и принципы построения системы менеджмента, ориентированной на построение системы управления качеством.
Предприятия, освоившие процесс внедрения СМК, отмечают ряд связанных с этим положительных изменений, главные из них:
- систематизация документации и разделение ответственности по процессам;
- рост престижа компании;
- укрепление позиций на рынке, а в некоторых случаях появление возможности выхода на мировой рынок;
- снижение уровня дефектов и др.
Бизнес не стоит на месте. Он постоянно развивается и совершенствуется для увеличения прибыли, повышения престижа и конкурентоспособности. Действующие системы менеджмента должны учитывать быстро меняющиеся тенденции рынка и соответствующие им новые управленческие находки.
Изменения должны своевременно вноситься в стандарты, по которым строятся управленческие процессы. Но, не пройдя через школу ISO 9001, какой бы трудной она ни была, нельзя уверенно двигаться вперед.
Обеспечение высокого качества продукции (услуг) неразрывно связано с удовлетворением потребностей покупателя. Эта взаимосвязь определяет сегодня рыночную политику любой фирмы, тем более, что права потребителя на качественную продукцию в развитых европейских странах имеют строгую законодательную основу.
На рис.1 представлена широко используемая в методических материалах «петля качества», отталкиваясь от которой строится система управления качеством на предприятии.
Рис. 1. «Петля качества».
Управление качеством - это прежде всего:
- ориентация на потребителя;
- системный подход;
- охват всех фаз жизненного цикла продукции. (Рис. 2).
Рис. 2. Фазы жизненного цикла услуги