Малому бизнесу - большое плавание. Сертификация малых и средних предприятий в России
Один из крупнейших российских экспертов в области сертификации, директор департамента сертификации ООО «Прогресс и качество» Кондарев Павел Анатольевич рассказал об организации эффективного менеджмента на малых и средних российских предприятиях.
- Павел Анатольевич, поясните, пожалуйста, что такое сертификация ISO 9001, в чем ее суть? Кто является разработчиком стандартов ISO?
- Прежде всего необходим небольшой исторический экскурс. Истоки менеджмента качества зародились в 1885 - 1920 гг. Разработанные Ф.У. Тейлором первые методы регулирования качества были связаны с выходным контролем изделия.
В 20-е - 50-е гг. получили развитие статистические методы контроля качества - SQS. Третий этап (50-е - 80-е гг.) следует назвать этапом системной организации работ по качеству. Контроль качества уступил место управлению качеством.
Нельзя не отметить, что и у нас в стране в это время велись работы по разработке систем качества. Одними из первых систем качества в СССР были Саратовская система - бездефектное изготовление продукции (БИП), Горьковская система - качество, надежность, ресурс с первых изделий (КАНАРСПИ), 1958 г., и Ярославская система - научная организация работ по увеличению моторесурса двигателей (НОРМ) (1963 г.)
В 80-е гг. система управления предприятием на основе политики в области качества нашла отражение в международных стандартах серии ISO 9000, вышедших в 1987 г. и оказавших весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.
- А как происходил процесс разработки стандартов?
- Серия стандартов ISO 9000 была разработана Международной организацией по стандартизации на основе британского стандарта BS 5750 и впервые опубликована в 1987 г. Во многих странах стандарт ISO 9001 является государственным стандартом. Ему полностью соответствует российский стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
По сути, ISO 9000 является серией международных стандартов, описывающих модель системы менеджмента качества (СМК). В них определяются общие методы, которые должны быть использованы при построении такой системы качества, чтобы гарантировать полное удовлетворение потребностей клиента. Стандарты применяются именно к системе качества, а не к конечному продукту или услуге.
- Хотелось бы привести достаточно показательный пример.
- IBM, известный компьютерный гигант, решил закупить некоторые детали в Японии и в спецификации заказа установил минимально приемлемый уровень качества - 3 бракованные детали на 10 000. Когда IBM получили готовый заказ, его сопровождало письмо следующего содержания: "Уважаемые господа! Мы в Японии никак не можем понять деловую практику в Северной Америке. У нас не бывает бракованных деталей в готовой продукции, но мы специально изготовили бракованные детали для вас и включили по 3 из них в каждые 10 000 деталей, завернув отдельно. Надеемся, вам это понравится".
- Павел Анатольевич, бывают ли случаи, когда предприятие по каким-либо причинам невозможно сертифицировать по системе ISO 9000? Вы в вашей практике сталкивались с подобными ситуациями?
- Дело в том, что стандарт ISO 9001 абсолютно универсален и применим в любой сфере человеческой деятельности. Я в своей практике никогда не встречал предприятия, для которого менеджмент качества не приемлем.
- Расскажите, пожалуйста, и о других международных стандартах - чем их внедрение может быть полезным для предприятия?
- Помимо стандарта ISO 9001 существует также система экологического менеджмента на основе требований стандарта ISO 14001. Ее просто необходимо внедрить в организации, которая стремится минимизировать риски воздействия от своей деятельности на окружающую среду.
Нельзя не отметить и стандарт OHSAS 18001 - система менеджмента охраны труда и техники безопасности. Внедрение системы необходимо для предприятия, желающего минимизировать риски, связанные с производственным травматизмом, и управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности.
- Павел Анатольевич, справедливо ли утверждение, что сертификат - это своего рода "пропуск" на международный рынок?
- Именно так. Для западных предприятий сертификат ISO 9000 - обычная деловая практика. Первое, о чем спрашивают представители западных фирм, начиная переговоры, - это наличие сертифицированной системы менеджмента качества.
- Расскажите, какова на сегодняшний день ситуация с сертификацией малых и средних предприятий?
- В последнее время подавляющее большинство предприятий стран Восточной Европы и СНГ ведут активную работу по внедрению системы менеджмента качества. Факты свидетельствуют: по данным на 2008 год, в мире количество предприятий, сертифицированных по стандарту ISO 9001, уже превысило 500 тысяч.
При этом хочу отметить, что если еще несколько лет назад сертификаты ISO 9000 получали исключительно предприятия-гиганты, то уже сейчас такая возможность есть у средних и малых предприятий. И наша страна здесь не является исключением. Мы в своей практике часто работаем именно с такими заказчиками - представителями малого и среднего бизнеса.
- Каково ваше мнение, почему так происходит?
- Во-первых, очень многие отечественные предприниматели рассматривают сертификацию как снижение риска для кредитования и инвестирования. Здесь наличие сертификата играет роль своеобразного доброго имени компании. Далее, роль сертификата весьма существенна при участии в тендерах - он помогает предприятию их выигрывать. И так далее. Я не смогу сейчас долго перечислять все преимущества внедренной на предприятии системы менеджмента качества, их весьма много. Но можно быть абсолютно уверенным в одном - владельцы российских предприятий прекрасно о них осведомлены.
- Павел Анатольевич, последний вопрос. Что, по-вашему, сегодня важнее всего для успешного развития среднего и малого бизнеса?
- Опыт последних десятилетий показал, что только качество является ныне залогом роста и развития малых и средних предприятий. Качество выпускаемой этими предприятиями продукции, соответственно, подтверждается сертификатом серии ISO 9000. Предприятия, рассчитывающие успешно конкурировать не столько качеством, сколько ценой, ошибаются. Во-первых, современный покупатель скорее переплатит тому продавцу, чей товар окажется качественнее. Во-вторых, чем эффективнее работает система качества, тем более дешевые товары компания производит. Так что выиграть в конкурентной борьбе, имея в арсенале низкие цены и низкокачественную продукцию, будет непросто.